Нодулярный дерматит

Деловая программа выставки «Золотая осень» в этом году отличалась тематическим разнообразием и градусом дискуссий, которые вспыхивали прямо по ходу заседаний в конференц-залах. Так, например, произошло во время заседания, посвященного вопросам обеспечения эпизоотического благополучия по особо опасным и трансграничным болезням животных. В разговоре принимали участие представители отраслевого министерства, научных учреждений и ветеринарных служб субъектов страны. Обмен мнениями выявил ряд существующих в ветеринарии проблем, которые требуют решения.

Заседание вели и. о. директора департамента ветеринарии Минсельхоза России Владимир Боровой и заместитель министра сельского хозяйства Российской Федерации Евгений Непоклонов. Ключевых тем в повестке дня было три: нодулярный дерматит, бруцеллез и африканская чума свиней. Проблему АЧС обсудить не удалось – отсутствовал основной докладчик (как было объявлено, находится в срочной командировке). По окончании дискуссий корреспондент портала попросил одного из ведущих заседания Владимира Борового прокомментировать ситуацию с АЧС в России. Ответы можно прочитать здесь.

К теме бруцеллеза обратимся в следующих публикациях, а сегодня речь пойдет о нодулярном дерматите. Заразный узелковый дерматит КРС (нодулярный дерматит, кожная бугорчатка, Lumpy skin disease, НД, ЗУД) – это трансграничная, особо опасная инфекционная болезнь, которая характеризуется лихорадкой, поражением лимфатической системы, отеками подкожной клетчатки и внутренних органов, образованием кожных узлов (бугорков), поражением глаз и слизистых оболочек органов дыхания и пищеварения животных.

Ситуация с заболеванием остается крайне сложной. Такой вывод можно было сделать из нескольких выступлений на эту тему. Заведующий референтной лабораторией болезней крупного рогатого скота ФГБУ «ВНИИЗЖ» Александр Кононов напомнил, что заболевание появилось в России в 2015 году, когда заболело 240 голов в 34 населенных пунктах (всего 94 очага). Неблагополучными по нодулярному дерматиту крупного рогатого скота были три субъекта РФ. В прошлом году таких субъектов было уже 16. В 301 населенном пункте выявили 18217 заболевших животных (всего (1837 очагов). По данным на октябрь этого года, заболело 196 голов в 39 населенных пунктах (60 очагов) на территории пяти субъектов страны.

Заболеванию подвержен крупный рогатый скот и азиатские буйволы. Животные молочного направления более восприимчивы к нодулярному дерматиту, чем мясной скот, отметил в своем выступлении представитель ВНИИЗЖ. Источником инфекции являются больные, переболевшие и латентно переболевшие животные. Основной путь распространения вируса – механический перенос членистоногими различных видов (клещами, москитами, мухами и др.), в частности кровососущими. Вирус от больных животных может передаваться путем прямых и непрямых контактов. Согласно Кодексу здоровья наземных животных МЭБ инкубационный период при узелковом дерматите составляет 28 дней. Основной ущерб при нодулярном дерматите на крупных молочнотоварных фермах складывается из экономических потерь, обусловленных снижением молочной продуктивности, которая в большинстве случаев, по данным отечественных и зарубежных ученых, не восстанавливается.

Что касается профилактики и борьбы с заболеванием, то, по словам докладчика, эффективность мероприятий зависит от раннего выявления очагов инфекции, оперативного лабораторного подтверждения клинического подозрения. При первичных вспышках предлагается проводить вынужденный убой. В ряде случаев показана вакцинация. Большое значение имеют строгий контроль перемещения животных и повышение уровня биобезопасности ферм.

2 thoughts on “Нодулярный дерматит”

  1. Уведомление: พรมรถยนต์ gwm

Добавить комментарий