Верховный суд подтвердил законность возмещения из бюджета субъекта убытков вследствие ликвидации очага опасной болезни животных

Верховный суд Российской Федерации 28 марта 2016 года вынес определение, которым подтвердил законность возмещения убытков, возникших вследствие мероприятий, направленных на ликвидацию очага опасной болезни животных, за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Довод об отсутствии неправомерности в действиях государственного управления ветеринарии и необоснованности в связи с этим возложения на него ответственности за убытки признан неосновательным. Согласно абз. 2 п. 1 ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда. В соответствии со ст. 19 Федерального закона «О ветеринарии» при ликвидации очагов особо опасных болезней животных по решениям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации могут быть изъяты животные и (или) продукты животноводства с выплатой собственнику животных и (или) продуктов животноводства их стоимости за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

В рамках данного спора судами установлено, что спорные убытки возникли вследствие мероприятий, направленных на ликвидацию очага опасной болезни животных в Краснодарском крае. Поэтому удовлетворение иска за счет средств краевой казны соответствует требованиям вышеприведенных норм права.

27 ноября 2015 года Арбитражный суд Северо-Кавказского округа вынес постановление по данному делу, в котором отметил, в частности следующее:

Доводы жалобы управления сводятся к тому, что оно не является лицом, виновным в заражении поголовья свиней, и утрата животных вызвана их болезнью, поэтому управление не должно компенсировать их стоимость, а поскольку изъятие было проведено ввиду чрезвычайной ситуации, в связи с выполнением управлением государственных функций и при наличии обязанности собственника по уничтожению зараженных животных, обществу не положена компенсация. Однако указанные доводы основаны на неверном толковании норм материального права и функций, возложенных на государственные органы. Из материалов дела следует, что вред имуществу общества причинен не в результате незаконных действий государственных органов, а, напротив – в связи с их правомерными действиями по проведению мероприятий по предотвращению распространения опасного вируса. В соответствии с пунктом 3 статьи 1064 Кодекса вред, причиненный правомерными действиями, подлежит возмещению в случаях, предусмотренных законом. Судами определено и пунктом 9 Правил отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных установлено, что граждане и юридические лица имеют право на возмещение ущерба, понесенного ими в результате отчуждения животных или изъятия продуктов животноводства, в размере стоимости отчужденных животных или изъятых продуктов животноводства в соответствии с порядком расходования средств бюджета субъекта Российской Федерации, предусмотренных на эти цели.

4 thoughts on “Верховный суд подтвердил законность возмещения из бюджета субъекта убытков вследствие ликвидации очага опасной болезни животных”

  1. Уведомление: แทงหวย LSM99

Добавить комментарий